Среда, 08.05.2024, 09:29Приветствую Вас Гость | RSS

КЛАССНЫЙ ЧАС
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
СТАТЬИ ИЗ ИНТЕРНЕТА [10]
Школьные документы [5]
Наш опрос
Как Вы считаете, этот проект был Вам интересен? Нужна ли дальнейшая поддержка сайта?
1. Сайт надо закрывать!!!
2. Проект безусловно интересен!!!
3. Сайт необходимо поддерживать любой ценой!!!
4. Мне всё равно будет ли этот сайт или нет.
5. Проект так себе.
6. Прект полный отстой!!!
Всего ответов: 6

Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Эволюция семьи России и современное детство
В истории России семья теснейшим образом была связана, с одной стороны - с развитием государственности, а с другой - с этапами изменения статуса ребенка в семейной структуре - от бесправия и полного подчинения власти родителей - к «правам ребенка» и отношениям паритетности. Эволюция семьи в России осуществлялась в направлении изменения семейных ценностных ориентаций взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения воле родителей к отношениям паритетности и «детоцентризму».

Дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости: за время правления последнего российского Императора, население увеличилось на 50 млн. человек. Важнейшим социально-психологическим фактором такой ситуации являлось господство в сознании народа определенных демографических установок следующего плана: «Брак и дети - святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства».

Этих взглядов до 60-х годов ХIХ века придерживалось подавляющее большинство населения России и не только русское. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях - очень высокой и основывалась на чадолюбии.

Д
ля российской духовной традиции характерно особое отношение к ребенку как «наследнику Царствия Божия», что находится в парадоксальном несоответствии с низким социальным статусом ребенка в обществе и общим отношением к детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени, завышенными требованиями, излишней суровостью воспитания и юридическим детским бесправием, поскольку вплоть до ХIХ века в юридических актах не были зафиксированы права ребенка. Вместе с тем, в различных слоях и сословиях общества присутствовало уважительное по сути отношение к детской жизни, которое выражалось не только в религиозных представлениях о ребенке как воплощении ангельской чистоты, простоты и целомудрия (в соответствии с евангельским призывом «Будьте как дети»), но и в естественном признании за детьми автономного мира детской субкультуры и пространства детских игр (шла ли речь о дворянском особняке или самой бедной крестьянской избе).

Х
ристианство, пришедшее на Русь, постепенно, но кардинально изменяло центральную доминанту в отношении к ребенку как равноправному члену сообщества: семьи, общины, государства:

· в демографических установках (народных представлениях о том, что бездетность - величайшее горе и наказание Божие за грехи), которые сохранились вплоть до 60-70 годов ХIХ, а в некоторых губерниях до начала ХХ в.;

· в государственных регламентированных актах (Русская Правда, Кормчая книга - здесь существовали статьи о детях: их нельзя было убивать, а продавать только в крайней нужде; для матери, убившей дитя во чреве, налагалась 8-летняя епитимья; при этом незаконнорожденные дети вообще не имели имущественных прав и др.). Но в целом по отношению ко взрослым, особенно родителям, дети имели преимущественно обязанности, а не права;

· в семейном быте - строгое воспитание, широкое использование телесных наказаний, при этом предоставление особого физического и психологического пространства для детской жизнедеятельности (обязательная детская комната в дворянских домах и полати - «небесное место» в микрокосме русской избы);

· отношение к игре как неподлинной жизни, зафиксированное в многочисленных русских пословицах типа «Игра не доведет до добра», «Делу время, потехе час» и другие, при этом детская игра и игрушка в народной жизни занимала подобающее место: игровые постройки взрослыми не разрушались, мастерились разнообразные игрушки.

Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви в конце позапрошлого и весь прошлый век и другие причины привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.

П
оследствия этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком - «детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа.

По убеждению демографов, современную семью можно назвать детоцентристской, это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье впервые в истории дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи, жизнь взрослых «ради детей». В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости - таков парадокс нашего времени.




Складывается практика воспитания, как правило, единственного ребенка, эгоцентрического, невротичного и, в сущности, очень одинокого. В этой социальной ситуации общество обрекает себя на культивирование социального инфантилизма - формирование таких жизненных установок, при которых уже зрелый субъект избегает принятия ответственных решений и нравственных поступков, возлагая «бремя выбора» и ответственность за его результаты на других людей, в частности, на собственных родителей - по принципу «вы меня таким воспитали». Таким образом, эволюция российской семьи претерпела существенные изменения на протяжении социогенеза - истории развития человеческого сообщества. Если представить себе в самом общем виде социально- психологическую структуру семьи в виде простейшего (нуклеарного) треугольника с вершинами: отец (муж) - мать (жена) - дитя (сын дочь), то можно обратить внимание на то, что семейный треугольник в процессе развития человеческого общества изменяет своё положение. Он как бы вращается по центральной оси против часовой стрелки, приобретая при этом различные положения в пространстве.

В соответствии с положением архетипического семейного треугольника можно было бы выделить три основные стадии эволюции нуклеарной семьи: I стадия - патриархальная - характеризуется главенствующим экономическим и социально-психологическим положением отца как господина и кормильца чад и домочадцев, «лидера» семейной малой группы (родительство).

II стадия характеризуется преобладанием ценностей супружества как относительного равенства мужа и жены при отсутствии социального статуса или низким статусом ребенка.

И
, наконец, III стадия - «ребячество» в буквальном значении этого слова, согласно трактовке Вл. Даля (Даль, 1981), помещает на вершину архетипического треугольника дитя, именно оно становится психологическим центром семьи, главным заказчиком и потребителем всяческих благ.

Это значит, социально-психологическая эволюция семьи происходила в направлении трансформации семейных ценностных ориентаций, изменения отношений и статусов членов семейного архетипического треугольника: от патриархальных отношений с абсолютным главенством отца и мужа, через установление равенства между супругами, к детоцентризму как ценностной ориентации взрослых на социальное возвышение ребенка, предпочтение его интересов и потребностей. При этом положение ребенка оставалось и экономически, и юридически, и психологически зависимым.

В ХVIII веке среди дворянства считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а детство - период, который нужно пробежать как можно скорее. Лишь в ХIХ веке в домах русского дворянства появляется «детская комната», в которой царит образованная женщина гуманистических взглядов. Правда, низшие сословия от этих взглядов были далеки. Юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей было присуще в той или иной степени всем сословиям в России до конца ХIХ века. Однако фактическая ценность детства в контексте традиционного чадолюбия была в России на высоком уровне. Если по трудовому законодательству Англии в конце ХIХ века ребенок 11 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. Для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание их игровой автономии, предоставление им физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе - особом микрокосме семьи - для детей было отведено «самое высокое» место - дощатый настил над печкой (полати) - столь выигрышное для успешной детской социализации. Детские постройки не разрушались, игрушки изготавливались взрослыми и сохранялись для следующих поколений, в детские игры взрослые не вторгались и даже, напротив, наблюдая за играми, старались понять как в отражении те или иные стороны семейной жизни. Например, если дети активно и с радостью играют в куклы, - жди в семье прибавления.


 
Все эти обстоятельства оказывались благотворными для существования уникальной детской субкультуры с ее особым бытом и бытием, с детским фольклором, правовым кодексом и другими формами детской жизни, сохраняющимися на протяжении столетий и передающихся изустно от одного детского поколения к другому.

Дети росли в многопоколенной семье, воспитателями в которой были по сути все старшие ее члены. Сама патриархальная семья могла насчитывать до 100-150 человек, при этом дети и молодежь в ней составляли большую часть - до 70-80 %.

Какова социальная ситуация развития современного детства в России?

В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют лишь 23,3 % населения страны. По мнению ученых и международных экономистов-аналитиков, дети - будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.

Каково состояние этого «ресурса» в России? Современная социальная ситуация развития в России с позиции ребенка носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психо-соматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян.

ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ? По данным Первой переписи населения, в России в 1897 г. было 128,2 млн. человек. Специальные расчеты, проведенные, в частности, нашим национальным гением Д.И. Менделеевым, показали, что при всем учете убыли населения в результате войн, эпидемий и пр., в России к 2000 году должно было быть 594,3 млн. человек, (а к 2026 - 1.282 млн. чел.).

Последняя перепись населения, прошедшая в 2003 г., обозначила цифру в 147 млн. чел. (такая численность была в России в 1906 г.), то есть потери человеческого ресурса страны, демографические потери в ХХ веке составили огромную цифру - более 430 млн. российских граждан!

Какова ПЕРСПЕКТИВА? По данным международных организаций по народонаселению, в России к 2050 г. демографические потери составят 33 млн. чел., при этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн., следовательно, налицо катастрофическое старение нации. Президент России В.В.Путин в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь - это седьмая часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации».

За ужасающей демографической статистикой усматриваются, как правило, социально-экономические причины, как то: степень материальной обеспеченности детей в государстве, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности подобных мер они не способны решить кардинально проблему детского здоровья, поскольку не учитывают его психологические параметры - ментального и нравственно-духовного свойства.

Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей (аддикций), включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются: детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей уходят из родного дома), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств.

В этих условиях наблюдаются существенные деформации внутрисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и родителей. Разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением является причиной психо-эмоционального неблагополучия ребенка в современной, даже внешне благополучной семье.

Нарушение традиционной иерархии отношений в системе «Ребенок - взрослый» в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию «социального инфантилизма» у подрастающего поколения .

Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации - прежде всего семьи, изменение нравственно- психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др..

Почему это происходит? Совокупность всех этих фактов требует их теоретического осмысления и не может не быть понята вне учета кризиса семьи и изменения духовно-нравственных ценностей общества в целом. Что изменилось в сознании современного ребенка в последние годы?

К
ак показали наши исследования за очень короткий период (осень1992 по весну 1999гг) у детей-школьников произошли существенные изменения в представлениях о себе в контексте семьи: были обнаружены (май 1999г.) очевидные сдвиги с возрастом в отношениях к себе у мальчиков в сторону уменьшения представлений о себе в семейной сфере и увеличения доли индивидуализации собственного Я, особенно - в культивировании физической силы с, порой, достаточно выраженным криминальным оттенком.

Для девочек различия за столь короткий период еще более существенные. Во-первых, активная «профессионализация» девочек самого раннего младшего школьного возраста (22% против 0 % семь лет назад!) и, во-вторых, резкое снижение представлений о себе в будущей семейной сфере : у 10 - 11-леток 7% против 47 % (!?) и у 12 - 14-леток 18% против 29% (см. диаграмму). Если отсутствие установок на семью и дом у мальчиков традиционны, то для девочек подобная «бессемейная» картина мира последних лет, на наш взгляд, тревожный факт, требующий серьезного внимания. Отсутствие позитивных установок на семью у детей сегодня может привести завтра к формированию негативного отношения молодежи к семье как социальному институту. На это направлены все усилия СМИ, школы и зачастую позиция собственной семьи ребенка, т.е. впервые в истории цивилизации негативные семейные установки связаны с демографической катастрофой и личностным кризисом. Это значит, что в начале Третьего тысячелетия мы, может быть, стоим на пороге глобальных изменений самого психотипа человека.

Кроме того, проблема семьи - важнейшая проблема преемственности поколений, стоящая сейчас необычайно остро во всем мире. Чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем? Кого выберут дети разных возрастов в качестве объектов для подражания и каковы последствия этих выборов для самих детей и для культуры в целом?

Для России важнейшим фактором этой преемственности культуры через семью, которая могла в прошлом насчитывать 3 - 4, а иногда и 5 поколений ближайших родственников, являлся общественный «институт прародителей - бабушек-дедушек». В современных условиях пожилые члены семьи, уже не занятые в общественном производстве, оказываются психологически не готовы к воспитанию внуков и зачастую уклоняются от общения с ними, лишая и детей, и себя радости этого общения. Бабушки не знают колыбельных песен, дедушки не умеют вырезать игрушку из дерева, смастерить ее из бумаги и пр., предпочитая кассеты с сомнительного качества мультфильмами и покупки вместо игрушек антиигрушки. А с другой стороны, молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, «не доверяют» им воспитание внуков.

Вместе с тем, из исследований известно, что прародители (особенно бабушки), включенные в воспитание, являются катализаторами более высоких академических успехов внуков в младшем школьном возрасте и сдерживающим фактором противоправных нарушений и наркомании у подростков. Таким образом, проблема не только «отцов и детей», но и «дедов и внуков» становится все более острой и востребованной воспитательной практикой.

Г
лавная функция старшего поколения - сохранение и передача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т.п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.

В
ыработка установки у современных детей и молодежи на многодетную и многопоколенную семью, как многобытийную, дающую максимально гармоничное и благодатное развитие всем ее членам, что является залогом позитивного изменения демографической ситуации в стране.

Н
а основании проведенных нами исследований в 70-80-90-е годы прошлого и в начале наступившего века, а также наблюдений, анализа литературы и пр. приходится констатировать снижение всех показателей качества жизни современного детства, что не могло не сказаться на неблагоприятной демографической ситуации в стране.

Предложения

· Необходимо поднимать престиж института семьи в государстве, общественных и властных структурах.

· Активизировать воспитательные меры, направленные на духовно-нравственное формирование просемейных установок в детской субкультуре, начиная с самого раннего возраста (сказки, игры и игрушки, мультфильмы и пр.) специальные меры в школах (типа «этики и психологии семейной жизни»).

· Духовно-нравственная апологетика традиций российской семьи и православного брака как оптимальных условий для развития и самореализации не только детей , но и взрослых.

· Создание развивающих, коррекционных и реабилитационных образовательных программ и методов поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой, оптимизации его духовного потенциала.

· Воссоздание детской игровой традиции и разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека.

· Внимание к пренатальному развитию в диаде ребенок-мать как особому специфическому периоду развития семьи и ребенка

· Возрождение «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе духовно-нравственного развития ребенка и семьи.

Сложившееся положение с семьей и воспитанием детей в России требует включения задачи духовно-нравственного развития семьи и воспитания детей, подростков и молодежи в круг приоритетных Российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Важнейшим условием такого процветания является восстановление статуса семьи как важнейшего условия воспитания новых поколений граждан России, памятуя народную мудрость о том, что детей надо воспитывать с момента рождения их родителей.

Все эти меры позволят привести к оздоровлению социально-психологического климата общества, утвердить позитивные ориентации на будущее в каждом человеке, в конечном счете привести к экономическому и духовно-нравственному процветанию в каждой семье, а значит, в России.

Абраменкова В. В.
профессор,
доктор психологических наук


Источник: http://oodvrs.ru
Категория: СТАТЬИ ИЗ ИНТЕРНЕТА | Добавил: admin (10.10.2008) | Автор: admin
Просмотров: 1921 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0